Как гражданин может обратиться в органы власти?

Гражданин может обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления в устной, письменной или электронной форме.

Обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), иной информационной системы государственного органа или органа местного самоуправления либо официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

 

Право на обращение в органы власти

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ст. 33 Конституции РФ; ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Кроме того, граждане вправе обращаться к Президенту РФ как к главе государства и в Администрацию Президента РФ. Такие обращения рассматривает Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций в составе Администрации Президента РФ (п. 1, пп. "а", "б" п. 4 Положения, утв. Указом Президента РФ от 17.02.2010 N 201; п. 3 Положения, утв. Указом Президента РФ от 06.04.2004 N 490).

 

Формы, виды обращений и требования к ним

Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа, направляемого в общем случае с использованием Единого портала госуслуг или иной информационной системы государственного органа или органа местного самоуправления либо официального сайта указанного органа, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан. В последних двух формах различают такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба (п. 1 ст. 4 Закона N 59-ФЗ; п. 4 Постановления Правительства РФ от 27.12.2023 N 2334; пп. "а" п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 2334).

 

Справка. Предложение, заявление и жалоба

Предложение - рекомендация по совершенствованию законов (иных НПА), деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление - просьба о содействии в реализации конституционных прав и свобод гражданина (или других лиц), либо сообщение о нарушении законов (иных НПА), недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика их деятельности.

Жалоба - просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданина (или других лиц) (п. п. 2 - 4 ст. 4 Закона N 59-ФЗ).

 

В обращении в письменной форме гражданин должен указать следующее (ч. 1 ст. 7 Закона N 59-ФЗ):

1)    наименование органа, в который направляется обращение, либо Ф.И.О. или должность лица, к которому он обращается;

2)    свои фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии);

3)    почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения;

4)    суть предложения, заявления или жалобы.

Также необходимо проставить личную подпись и дату.

В обращении в форме электронного документа необходимо указать свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), а также указать адрес электронной почты либо использовать адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале госуслуг или в иной информационной системе государственного органа или органа местного самоуправления, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения (ч. 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).

В случае необходимости в подтверждение своих доводов к обращению прикладываются документы и материалы либо их копии. К обращению в форме электронного документа необходимые документы и материалы прилагаются в электронной форме (ч. 2, 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).

Для обеспечения безопасности граждан может быть установлен особый порядок направления обращений в форме электронного документа в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, и к должностным лицам указанных органов. Например, обращения в форме электронного документа в органы ФСБ России и их должностным лицам направляются с использованием официального сайта ФСБ России. При этом обращение формируется автоматически на основе вводимой гражданином в поля соответствующей формы информации. В таком обращении обязательно должны быть указаны фамилия и имя заявителя, а также адрес электронной почты и почтовый адрес (ч. 3 ст. 6 Закона N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 Особого порядка, уст. Приказом ФСБ России от 04.03.2025 N 102).

На официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления содержится информация в отношении организации работы с обращениями граждан. В частности, указывается порядок направления гражданами обращений, получения информации по вопросам их рассмотрения, а также порядок организации и проведения личного приема граждан. Так, обращение может быть направлено путем заполнения специальной формы на официальном сайте Совета народных депутатов Киселевского городского округа (см.ниже), а также можно направить обращение с помощью сервиса “Общественная приемная” (http://reception.42ks.ru/).

По общему правилу письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако если, например, к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, такое обращение в течение семи дней со дня регистрации направляется компетентному органу или должностному лицу с уведомлением обратившегося лица о переадресации обращения. Обращения, поданные с использованием Единого портала, регистрируются автоматически в момент их подачи (ч. 2, 3 ст. 8 Закона N 59-ФЗ; п. 7 Правил).

 

Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных

Любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица (ч. 1 ст. 9, ст. 12 Закона N 59-ФЗ).

Законодательством субъекта РФ могут быть предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, направляемых в органы государственной власти субъектов РФ. Кроме того, такие обращения и ответы на них по требованию заявителя размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет (п. 4 ст. 12 Закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением следующих случаев (п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 10, ч. 2 - 6 ст. 11 Закона N 59-ФЗ):

1)    если обращение касается обжалования судебного решения, то оно возвращается гражданину в течение семи дней со дня регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного решения;

2)    если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то возможно оставление обращения без ответа по существу и сообщение гражданину о недопустимости злоупотребления правом;

3)    если текст письменного обращения не поддается прочтению, то ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в соответствующий орган или должностному лицу, о чем сообщается гражданину в течение семи дней со дня регистрации его обращения (при условии, что его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению);

4)    если текст письменного обращения не позволяет определить его суть, то ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в соответствующий орган или должностному лицу, о чем сообщается гражданину в течение семи дней со дня регистрации его обращения;

5)    если поступило повторное обращение, то есть в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, адресаты таких обращений совпадают и в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, то в отношении такого обращения может быть принято решение о его безосновательности и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем он уведомляется;

6)    если ответ на поставленный в обращении вопрос, затрагивающий интересы неопределенного круга лиц, размещен на официальном сайте соответствующего органа, гражданину в течение семи дней со дня регистрации его обращения сообщается электронный адрес указанного сайта (при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается);

7)    если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то гражданину сообщается о невозможности предоставления в связи с этим ответа.

Если причины, по которым не мог быть дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение (ч. 7 ст. 11 Закона N 59-ФЗ).

Отметим, что отказ в рассмотрении письменного обращения по причине отсутствия в нем личной подписи гражданина законодательством не предусмотрен. Вместе с тем на письменное обращение без указания фамилии гражданина или почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; п. п. 2.2.1, 46 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; п. 5.4 Инструкции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161).

Кроме того, может быть установлен особый порядок направления ответов на обращения, уведомлений при обращении в органы (к должностным лицам органов), осуществляющие оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ. Так, ответы на обращения в форме электронного документа в органы ФСБ России и их должностным лицам направляются по адресам электронной почты, указанным в обращениях, но для обеспечения безопасности граждан по решению руководителей (начальников) указанных органов или уполномоченных ими должностных лиц могут направляться по почтовым адресам, указанным в обращениях (ч. 3 ст. 6 Закона N 59-ФЗ; п. п. 4, 5 Особого порядка N 102).

 

См. также:

 

-          Портал государственных услуг Российской Федерации - www.gosuslugi.ru

-          Сайт Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций - http://letters.kremlin.ru/

--------------------------------------------------------------------------------------

  Председателю

Совета народных депутатов

Киселевского городского округа

______________________________

ФИО (последнее при наличии) заявителя

Адрес:____________________________

Телефон___________________________

 

 

 

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

изложить суть и мотивы обращения (заявления, жалобы)

 

 

________________                                                                   _________________

              дата                                                                                               подпись

 --------------------------------------------------------------------------------------

Скачать форму

 

Меню сайта